Критика правил жизни. - Дневник [Kpumuk]

Есть у нас одна местная газета, в которой я как-то раз, месяц-два назад, увидел список, цитирую, «полезных жизненных правил». Нет, ну я признаю, конечно же, что некоторая польза от этих правил может быть – трудно не найти пользу где-то, если постараться поискать. И всё же эти правила мне видятся странноватыми. Кстати, пока не начал, сразу отмечу, что я читал лишь газету, оригинал я не смотрел, хотя он и указан был. В принципе, это и не нужно, пока речь идёт о куске газеты.

«Никому до тебя нет дела. Все заняты собой, точно так же, как и ты»
Да ладно? Вообще-то это не согласуется уже с тем фактом, что мы живём среди людей, и очень многое в нашей жизни зависит от людей; соответственно, их настроения, мнения и личностные характеристики всё равно будут учитываться даже для построения «эгоистического» поведения; образно говоря, работник, весь такой занятый собой, всё же наверняка будет учитывать настроение начальника, желая получить прибавку к зарплате. Но ещё больше это, по-моему, не согласуется с тем, как люди интересуются жизнью своих кумиров, отслеживая чуть ли не каждую фоточку и интервьюшечку, как люди сплетничают о своих знакомых, обсуждают жизнь и вкусы друг друга, советы просят и дают и т.д. Вот это называется «все заняты собой» и «никому до тебя нет дела»? А вообще-то, если серьёзно, авторше было бы неплохо ознакомиться с понятиями «социальных потребностей» и «межличностных отношений», которые по сути своей противоречат обсуждаемой цитате.

«Не надо ни о чем сожалеть. Помни: с учетом свойств твоей личности и состояния мира на тот момент, ты не могла поступить иначе. Единственное, что ты можешь изменить, – это настоящее, поэтому учись на своих ошибках»
Одно правило – и сразу два внутренних противоречия. Первое, более серьёзное противоречие: если учёта свойств личности и состояния мира на момент времени достаточно, чтобы опровергнуть свободу действий, то и в настоящем я ничего не могу поменять. Ведь «с учётом свойств моей личности и состояния мира на этот момент, я не могу поступить иначе». Или же я сейчас могу что-то всё-таки поменять? Но тогда и в прошлом я мог что-то иначе сделать. Ну вот нету принципиальной разницы: что тогда было «настоящее», что сейчас у меня «настоящее». Второе, более зависящее от трактовки понятий противоречие: как я могу учиться на своих ошибках, если «с учётом свойств моей личности и состояния мира на тот момент, я не мог поступить иначе», то есть если я и не ошибался. По-моему, когда мы говорим о поведенческих ошибках*, стоит включать в это поведение свободу выбора между «правильным» и «неправильным» вариантами. И авторша это признаёт сама, говоря в том числе следующее:

«Если начнешь о чем-то жалеть, думать, что «надо было мне сделать так-то», всегда добавляй: «но, может, тогда меня сбил бы грузовик или разнесла бы в клочья японская торпеда»
То есть она вполне признаёт, что решение можно было принять не только то, что было принято, а значит, был выбор. Иными словами, речь идёт вовсе не о том, как человек чисто случайно что-то не то сделал.
И, отвечая на последнюю цитату, можно просто «отзеркалить»: если начнёшь о чём-то жалеть, думать, что «надо было мне сделать так-то», всегда добавляй: «может, я бы нашёл бесхозную сумку с деньгами или познакомился с очень интересными людьми». Или: если начнёшь чем-то гордиться, думать, что «очень классно всё сделал», всегда добавляй: «но, может, мой успех кого-то расстроил, он напился с горя, сел пьяный за руль, сбил на скорости маленькую девочку, въехал в столб, и его родные впали в депрессию». Ненуачо?

* – и то – считать ли некое поведение ошибкой, зависит и от актуальных задач. Если задача поменяется, то вчерашняя «ошибка» сегодня может превратиться в «а, так я же правильно тогда и сделал!»


36
Автор:
7 Окт 2018 в 12:39
Знакомства и общение 2023