Жизнь это музыка - Дневник Dimonas

zhiznjq-jeto-muzyka
Холодным вечером 1950 года в музыкальную школу зашла женщина в лагерном ватнике и стоптанных ботинках. На плохом русском она попросила проводить её к роялю «сыграть концерт». Села, долго смотрела на клавиши, затем подняла руки, и… из актового зала понеслись, сотрясая старинное одноэтажное здание, мощные аккорды. Учителя и ученики кинулись в зал. Незнакомка сидела за роялем и играла Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена. Взгляд её был устремлён в бесконечность, лицо озарено вдохновением. «Кто вы?» – спросила директор школы. «Меня зовут Вера Лотар-Шевченко, – ответила та, – и я тринадцать лет играла эту музыку на доске!»
Когда-то ей рукоплескали Европа и Америка, а Ромен Ролан назвал её «самой выдающейся пианисткой XX века». Вере же на славу было плевать. Самым главным для неё была музыка.
Родилась Вера Лотар 10 марта 1901 года в Турине в семье итальянского математика и испанской пианистки. В 6 лет Веру отдали в музыкальную школу, а в 12 она уже давала сольные концерты. Т Вера села за рояль и сыграла Листа так, что великий дирижёр заплакал. С его оркестром Вера объездила весь мир. Через два года – в 18 лет начала давать сольные концерты. Ромен Ролан, знаток Бетховена, был потрясён её исполнением. Объездила Европу и Америку. Фирма «Стэнвей» подарила ей рояль и сделала лицом своей кампании. Впереди – усыпанный розами путь. Слава, богатство. Но всему помешала… любовь.
В середине 30-х Вера знакомится с Владимиром Шевченко – русским эмигрантом и скрипичным мастером, которого в Париже называют «русским Страдивари». Это была любовь с первого взгляда. Веру это не останавливает, и в 1936 году она выходит за него замуж. А потом влюбляется второй раз – в Россию, о которой рассказывает муж, и загорается переехать в эту удивительную страну, где живут замечательные люди. Они пишут прошение в посольство.Счастливые супруги переезжают в Ленинград. А на календаре меж тем страшный 37-й год…
Живут туго. Комната в общежитии, общий туалет и кухня, денег не хватает, Вера продаёт парижские туалеты. Но через пару месяцев благодаря протекции пианистки Марины Юдиной Вера устраивается в Ленинградскую филармонию солисткой. Муж получает работу. Но однажды подъезжает чёрный воронок. Владимир арестован по доносу. Ему дают 10 лет.
Вера бросается защищать мужа. Со своим темпераментом она ходит и доказывает, что муж любил Россию, что он патриот. Тогда она, потеряв терпение, крикнула: «Значит, и меня арестуйте!» И, конечно, её немедленно арестовали за «сотрудничество с врагом».
Вера отсидит «от звонка до звонка». Сменит шесть лагерей. Будет валить лес, пилить дрова, работать на кухне. Мужа расстреляют. Дети попадут в детдом. Ни разу в лагере она не прикоснётся к роялю. Но однажды два зэка вырежут ей из фанеры клавиатуру. И вот на этом «лагерном Стэнвее» она по ночам проигрывает весь свой огромный репертуар. И, глядя на её озарённое лицо, женщинам в бараке кажется, что они слышат бессмертную музыку.

Она вышла в 1950 году. Ей запретили проживать в крупных городах. Но она мечтала только сесть за рояль. В Нижнетагильской музыкальной школе она играет несколько часов без остановки. А в коридоре молча рыдают учителя. Они догадывались, откуда она пришла в этом ватнике…
Её взяли в школу иллюстратором на уроки музыкальной литературы. Ученикам очень повезло – они слушали великую пианистку дважды в неделю. Но повезло и всему городу. Вера давала концерты в местном клубе, устроилась работать в театр оформителем, а потом взяла учеников. Но учить не любила. Сперва слушала, как ребёнок играет, затем говорила: «Играть надо так», – и показывала. А соседи, бросив дела, бежали на этот концерт. Одна из её учениц вспоминает: «…она жила в особом мире, ничего не умела в делах житейских, бытовых. Музыка заполняла её всю, была жизнью и счастьем».
К слову, о концертах. Они были крайне редкими, а Вера мечтала о больших залах. Ближайший крупный город – Свердловск. Но в Свердловской филармонии надолго она не задержалась.Концертов ей давали мало, Вера переехала в Барнаул. Давала концерты в полупустых холодных залах, мёрзла. Однажды на её концерт зашёл корреспондент «Комсомольской правды». Он был потрясен её игрой, и на следующий день о Вере узнал весь Советский Союз.
Последние 16 лет жизни Вера даёт концерты в Москве и Ленинграде, и уже никто не говорит, что играет она «как-то не так». Живёт в Новосибирске, в Академгородке. Восторженные почитатели её таланта всеми правдами и неправдами выхлопотали ей двухкомнатную квартиру, купили мебель и рояль «Беккет».
Она не умела готовить, могла забыть обед на плите, сесть за рояль и опомниться, когда уже из кухни валил дым. Ученики местной школы убирались, покупали продукты, выполняли поручения. В конце 60-х – из посольства Франции приходит письмо: её зовут обратно. Но Вера… отказывает. «Мой отъезд будет предательством по отношению к советским женщинам, которые помогли мне выжить в лагерях». Родина, убившая мужа, стала её родиной. На её концерты билеты в первые ряды не продаются. На них приходят те, кто вместе с ней прошёл лагеря.
Иногда на неё нападало озорство. После концерта в Новосибирске она пожелала вместе с друзьями «кутить». Ей хотелось пить и играть на рояле. Таксист привёз их в рюмочную. Сизый дым, небритые лица, разговор на фене, женщин почти нет. «О… – удивилась Вера, – здесь нет рояля?» Она взяла две бутылки водки и через час полупьяные мужики привезли на грузовике концертный рояль. И несколько часов алкоголики, воры и уголовники молча, сняв шапки, слушали Моцарта, Бетховена и Баха.
Вера умерла 10 декабря 1982 года. Похоронили её в Новосибирске. За её гробом шёл весь город. На могиле установили белый памятник, на котором выбили её собственные слова: «Жизнь, в которой есть Бах, – благословенна».


13
Автор:
4 Дек 2023 в 12:05
Знакомства и общение 2023